BСамое простое определение выглядит так :
- Манга - это японские комиксы .
- Аниме - это японская анимация .
Слово " манга " произносится с ударением на первый слог и
склоняется , но не имеет форм множественного числа . Слово " аниме "
произносится с ударением либо на первый , либо на последний ( реже )
слог и не склоняется .
Часто считают , что манга и аниме ограничены определенными жанрами
( фантастика , фэнтези ) и графическими стилями ( реалистичность , "
большие глаза "). Это не так . Термины " манга " и " аниме " определяют
только базовую культуру , на основе которой создаются соответствующие
произведения , и более ничего .
Почему же для понятий " японская анимация " и " японские комиксы "
существуют специальные термины ? Потому что нет в мире другой страны , в
культуре которой комиксы и анимация играли бы столь большую роль . В
самом деле , создатели наиболее популярных японских комиксов -
национальные знаменитости и долларовые миллионеры . Манга составляет
около 30% всей печатной продукции страны и читается независимо от
возраста и пола .
Положение аниме несколько более скромно , но также завидно .
Актеры озвучания , именуемые сэйю , пользуются уважением наравне с
киноактерами , а лучшие анимационные фильмы обгоняют по кассовым сборам
не только национальное кино , но и голливудские хиты ! Немудрено , что
недавний фильм Миядзаки Хаяо " Унесенные призраками "
на международных фестивалях соревновался наравне с " обычным " кино и
получил множество наград - например , Золотого Медведя Берлинского
фестиваля .
Более того , если в остальном мире анимация " паразитирует " на
кино , то в Японии ситуация обратная - киноактеры и поп - звезды
заимствуют приемы и имиджи у своих рисованных коллег . Характерно , что
за пределами узкого круга поклонников артхауса японскую анимацию в мире
знают гораздо лучше , чем японское кино . Тот же Миядзаки намного
обогнал по популярности второго по известности японского режиссера - Китано Такэси .
Теперь более подробно и по отдельности поговорим о манге и аниме .
Манга
" Истории в картинках " известны в Японии с самого начала ее культурной истории . Даже в курганах - кофунах ( гробницах древних правителей ) археологи находят рисунки , по концепции и структуре напоминающие комиксы .
Распространению " историй в картинках " всегда способствовали
сложность и неоднозначность японской письменности . Даже сейчас японские
дети могут читать взрослые книги и газеты только после окончания начальной школы (
в 12 лет !). Практически сразу после появления японской прозы появились
и ее иллюстрированные пересказы , в которых текста было немного , а
основную роль играли иллюстрации .
Первым японским комиксом считаются " Веселые картинки из жизни
животных " [ Choujuugiga ], созданные в XII веке буддийским священником и
художником Какую ( другое имя - Тоба , годы жизни -
1053-1140). Это четыре бумажных свитка , на которых изображена
последовательность из черно - белых , нарисованных тушью картинок с
подписями . Картинки повествовали о животных , изображающих людей , и о
буддийских монахах , нарушающих устав . Сейчас эти свитки считаются
священной реликвией и хранятся в монастыре , в котором жил подвижник
Какую .
За почти тысячу лет своей истории " истории в картинках " по - разному выглядели и назывались . Слово " манга " ( буквально - " странные ( или веселые ) картинки , гротески ") придумал знаменитый график Хокусай Кацусика в 1814 году , и , хотя сам художник использовал его для серии гравюр , термин закрепился для обозначения комиксов .
Огромное влияние на развитие манги оказала европейская карикатура и
американские комиксы , ставшие известными в Японии во второй половине
XIX века . Первая половина XX века - время поиска места комиксов в
системе японской культуры нового времени . Большую роль здесь сыграло
милитаристское правительство , использовавшее массовую культуру для
воздействия на население . Военные финансировали " правильную " мангу (
она даже ненадолго стала выходить в цвете ) и запрещали комиксы с
политической критикой , заставляя бывших карикатуристов осваивать
приключенческие и фантастические сюжеты . Так , идея " гигантского
робота " впервые появилась в реваншистской манге 1943 года , в которой
такой робот громил ненавистные США .
Наконец , в послевоенный период великий Тэдзука Осаму своими
работами совершил настоящую революцию в мире манги и , вместе с
учениками и последователями , сделал мангу основным направлением
массовой культуры .
Манга практически всегда черно - белая , в цвете рисуются только
обложки и отдельные иллюстрации . Большая часть манги - это сериалы " с
продолжением ", печатающиеся в газетах или ( чаще ) в еженедельных или
ежемесячных журналах . Обычный объем порции сериала в еженедельном
журнале - 15-20 страниц . Популярную у читателей мангу переиздают в виде
отдельных томов - танкобонов . Существуют , разумеется , и короткие манга - рассказы , и манга , сразу изданная в виде танкобонов .
Журналов , печатающих мангу , в Японии множество . Каждый из них
ориентирован на определенную аудиторию , скажем , на младших подростков -
мальчиков , интересующихся фантастикой , или на старших подростков -
девочек , интересующих балетом . Наиболее сильны различия между женскими
и мужскими журналами . Диапазон аудиторий таких журналов варьируется от
малышей ( для них печатается манга без подписей ) до мужчин и женщин
среднего возраста . Уже есть эксперименты и в области манги для пожилых .
Конечно , такое разнообразие аудиторий породило целое множество стилей и
жанров : от символизма до фотореализма и от сказок до философских
произведений и школьных учебников .
Создатель манги называется " мангака " .
Обычно один человек ( часто - с помощниками - подмастерьями ) и рисует
комикс , и пишет тексты , но встречается и групповое творчество . Тем не
менее , над одной мангой обычно более трех - четырех человек не
работает . Художественная цельность от этого повышается , а личные
доходы - растут . ^_^
Помимо профессиональной манги , существует и любительская - " додзинси " . Многие мангаки начинали как создатели додзинси ( " додзинсика " ).
В крупных городах существуют специальные рынки , на которых додзинсики
торгуют своей продукцией и иногда находят серьезных издателей для своих
работ .
Аниме
Иногда говорят , что слово " аниме " - французское . Это не так . " Аниме " - сокращение от английского " animation " ( анимейшн ). При происхождении из французского было бы " анима " - от " анимасьон " . Термин " аниме " закрепился только в середине 1970- х , до этого говорили " манга - эйга " (" кино - комиксы ").
Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910- х ,
а первые аниме появились в 1917 году . Довольно долго аниме находилось
на задворках кино , однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы
, поддерживавшие любое " правильное " искусство . Так , два первых
больших аниме - фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были
художественной пропагандой , прославлявшей мощь японской армии .
Как и в случае с мангой , решающую роль в истории аниме сыграл
Тэдзука Осаму , который предложил отказаться от бессмысленного
соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к
созданию ТВ - сериалов , превосходящих американские не по качеству
изображения , а по привлекательности для японской аудитории .
Основная часть аниме - ТВ - сериалы и сериалы , созданные для
продажи на видео (OAV- сериалы ). Однако есть и множество ТВ - фильмов и
полнометражных аниме . С точки зрения разнообразия стилей , жанров и
аудиторий манга существенно превосходит аниме , однако последнее с
каждым годом догоняет конкурентку . С другой стороны , многие аниме -
экранизации популярной манги , и они не соревнуются , а поддерживают в
коммерческом отношении друг друга . Тем не менее , большая часть аниме -
детское и подростковое , хотя встречается и аниме для молодых людей .
Аудиторию средних лет завоевывает " семейное аниме ", которое дети
смотрят вместе с родителями .
Сериальность диктует свои законы - создатели
аниме не очень склонны к техническим экспериментам , зато уделяют много
внимания созданию привлекательных и интересных образов персонажей и
разработке сюжета . Как правило , дизайнеры в аниме важнее аниматоров .
Созданием аниме занимаются аниме - студии ,
обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от
различных спонсоров ( ТВ - каналы , корпорации по выпуску игрушек ,
манга - издательства ). Обычно такие студии возникают вокруг нескольких
выдающихся творцов , а потому студии часто бывает присущ определенный "
студийный стиль ", который задают ведущие дизайнеры .
|