Трудно сказать, кто был первым отаку в России. Судя по всему, первые
отаку появились еще в СССР, поскольку аниме неоднократно попадало на
экраны советских кинотеатров. К тому же, некоторые имели возможность
бывать в Японии и в западных странах, в которых аниме начало активно
появляться в конце 1980-х годов. Однако достоверной информации об этих
людях практически нет.
Если они и были, то никакого существенного следа не оставили.
Поэтому, обсуждая продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн
отакуизации нашей страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох.
Эпоха "Корабля-призрака" (1980-е)
В кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское
аниме. В первую очередь это "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] -
наиболее нетипичный и "взрослый" фильм из закупленных для нашего
проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся
"Кораблем", однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и
начинать полноценную фэнскую деятельность.
Тем не менее, именно
этим периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики. Если бы
советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме-закупки, история
российского отаку-движения могла бы начаться на несколько лет раньше.
Эпоха "Роботека" (начало 1990-х)
После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом
валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и
тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к
двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме-OAV (в том
числе хентайные). Сами того не ведая, российские зрители получают
возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.
Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий
аниме-сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты
"Роботек", "Макрон-1" [Macron-1], "Ведьма Салли" [Mahoutsukai Sally].
Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность
аниме-решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.
Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория
"Корабля-призрака". Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они
еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно
собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают
первые аниме-коллекции.
Эпоха "Сейлор Мун" (середина 1990-х)
Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские
представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине
1990-х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный
проект - ТВ-сериал "Луна в матроске", на самом деле именующийся
"Красавица-воин Сейлор Мун". В отличие от многих западных релизов
сериала, "Сейлор Мун" в России практически не цензурируется, что
многократно усиливает его воздействие на публику.
Тут уже даже
самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не
"какую-то анимацию", а именно японский сериал. Тогда же отаку эры
"Роботека" начинают организовываться в клубы, первым из которых
становится "R.An.Ma". Поскольку в стране активно распространяются
технологии компьютерного общения (FIDO, затем Интернет), то отаку
получают возможность быстро и легко находить "товарищей по несчастью" - в
том числе и живущих за сотни километров друг от друга.
Вскоре
появляется разделение между "стариками" и "муняшками" - теми, кто только
что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме "Сейлор Мун".
Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а "старики" в
это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается
быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам
желанного аниме.
Первая русской интернет-страничкой, упоминающей
аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева. Первый русский
аниме-домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем,
anime.amberium.ru прожил очень недолго. Первым русским аниме-ресурсом,
посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале
"Роботек" (ныне - Macross.anime.ru).
Эпоха "Горбушки" (1997-2000)
В Рунете начинают размножаться сайты отаку - поначалу весьма
примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года
появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект "Аниме и
манга в России", созданный автором этих строк по предложению спонсора,
который пожелал остаться неизвестным.
К этому же периоду
относятся первые информативные публикации в прессе, посвященные аниме,
манге и хентаю. Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают
базовое представление о японской массовой культуре.
С каждым
годом все шире становится клубное движение, нарастает расслоение отаку.
"Муняшки" постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды
"обычных" аниме-фэнов.
Почувствовав коммерческий потенциал
японской анимации, пираты с московского видео-рынка "Горбушка" начинают
продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в
создании компетентных переводов - в том числе и с японского.
В
1999 году выходит первое издание моей книги "Введение в японскую
анимацию". Восторженный прием этого довольно-таки сырого исследования в
узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления
аниме в России.
Эпоха "цифры" (2000-2003)
Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми
носителями: CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно,
намного упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в
Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда
буквально через несколько часов после премьеры.
Стремительно
увеличивается число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в
этот бизнес входят и некоторые организации отаку.
Клубы из
"организаций по раздаче слонов" окончательно превращаются в дружеские
тусовки. Отныне, чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу -
можно довольствоваться покупкой или скачиванием.
По телеэкранам
страны проходит сериал "Покемон", который быстро становится притчей в
языцех. Впрочем, самостоятельной отаку-волны он не порождает, так как в
первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса
активно обсуждает "покемонов", попутно знакомя заинтересованные слои
населения с общей информацией об аниме.
В 2000 году воронежский
филиал "R.An.Ma" проходит первый Всероссийский фестиваль японской
анимации. Он пользуется огромным успехом среди местного населения и
отечественных отаку, а потому сразу же становится регулярным.
В
июле 2001 года возникает поп-рок-группа "Suki da!", в основном состоящая
из отаку со стажем и исполняющая как собственные русскоязычные
композиции (в том числе на аниме-темы), так и кавер-версии аниме-хитов.
С ноября 2002 года в журнале "Страна Игр" появляется рубрика "Банзай!" -
самое компетентная в России серия печатных публикаций, посвященных
японскому масскульту. До того аналогичные материалы выходили в журнале
"Великий Дракон".
В том же году начинает выходить онлайн-журнал
"Anime Magazine" - первая попытка создать в России издание (хотя бы и
сетевое), полностью посвященное аниме и манге.
Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более-менее организованное и успешное косплей-шоу.
Эпоха "лицензии" (2003 год и далее)
В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на
которых так и написано: "АНИМЕ". Компания "MC Entertainment" подписывает
договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск
фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают также
концерн "Видеосервис" и компания "CP Digital". Разумеется, эти релизы
сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе.
В мае 2003 года появляется "Anime Magazine" - печатная версия
соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России
печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же году
выходит первый номер аналогичного журнала "Anime Guide", который в
2004-м превращается в издание "Anime".
Продолжаются эксперименты
с аниме-фестивалями, тусовками и косплей-конкурсами. Благодаря
появлению заинтересованных спонсоров российский отаку-мир начинает
приобретать цивилизованные очертания.